Авторские права и шашечная композиция

Moderator: Shkludov

Shkludov
Posts: 1435
Joined: Fri May 23, 2008 14:36

Авторские права и шашечная композиция

Post by Shkludov »

Авторские права и шашечная композиция.
В законодательстве об авторском праве не существует прямого указания на шашечную композицию как объект авторского права. Шашечная композиция, как и другие игры или комбинации, считается скорее идеей, способом, концепцией, чем отдельным объектом авторского права, как правило.
Объяснение:
• Авторское право защищает произведения, а не идеи:
Согласно законам об авторском праве, например, в Республике Беларусь, авторское право не распространяется на идеи, процессы, способы, концепции или принципы. Идея, выраженная в шашечной композиции, не является объектом охраны.
Авторское право не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования и геологическую информацию о недрах. Также не охраняются официальные документы, государственные символы и знаки, и произведения народного творчества, авторы которых неизвестны.
• Шашечная композиция как способ или метод:
Шашечная композиция, в отличие от литературного произведения или музыкальной композиции, не является самостоятельным объектом творчества. Она может быть рассмотрена как способ игры, метод развития логического мышления, концепция, которая защищается не авторским, а другим видом права, например, патентным.
• Авторское право может защищать конкретные элементы:
Если шашечная композиция включает в себя элементы, которые являются оригинальными (например, уникальная графическая визуализация, оригинальная структура правил или названия фигур), то они могут быть защищены авторским правом.
• Патентное право для конкретных изобретений:
Если шашечная композиция подразумевает какой-то инновационный элемент или способ игры, то он может быть защищен патентом, а не авторским правом.
Примеры конкретных элементов шашечной композиции, которые могут быть защищены:
• Уникальный дизайн шашечной доски:
Дизайн может быть защищен как произведение дизайна.
• Правила игры:
Уникальные правила или вариации правил могут быть защищены, например, как компьютерная программа (если они реализованы в виде программы).
• Названия шашечных фигур:
Названия, если они являются оригинальными и творческими, могут быть защищены как литературное произведение.
В заключение, шашечная композиция сама по себе не является объектом авторского права, но отдельные ее элементы могут быть защищены, в зависимости от конкретной ситуации и вида права, которое применимо к этим элементам.


Заблуждение о том, что шашечная композиция приравнивается к литературному, или художественному творчеству, возникло на основании использования в различных печатных источниках рассуждений о том, что: "Ша́шечная компози́ция — художественное творчество на основе правил шашечной игры".
Шашки (шахматы) - что это? Спорт? Искусство? Наука?
Нам запомнились подобные рассуждения в книгах В.Городецкого (и др.), но авторы книг выражали собственное (лирическое) мнение о шашках и о шашечной композиции, чаще преследуя почти меркантильные задачи привлечения и вовлечения неофитов в сферу шашек. Они вдохновенно создавали ореол романтизма тому предмету, который любили с детства. Вся эта лирика, повторенная многократно, пошла в народ, и НЛП сработало.
Например в ВИКЕПЕДИИ читаем:

ВИКИПЕДИЯ
Ша́шечная компози́ция — художественное творчество на основе правил шашечной игры: русских, международных шашек и др. Темы (замыслы) авторы произведений композиции могут заимствовать из практической игры или исследований (анализов) позиций, из собственной фантазии или из произведений других авторов, если в разработке их автор найдёт что-то новое.
Цель композиции — показать новые возможности шашечной игры в художественной форме.
Каждая шашечная композиция основана на материале и правилах игры и характеризуется определённым заданием. Выполнить задание (решить композицию) — значит найти вариант (серию ходов за белых и черных) или совокупность вариантов, раскрывающих авторский замысел.
Шашечная композиция в России официально является спортивной дисциплиной вида спорта «шашки». Её правила входят в «Правила вида спорта „шашки“», утверждённые приказом Министерства спорта России № 722 от 10 сентября 2013 года.


Но ВИКИПЕДИЯ основана на использовании цитат из различных Правил и Кодексов по шашкам и по шашечной композиции.

ШАШЕЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (PROBLEMISM)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА (REGLES INTERNATIONALES)

Предисловие

Шашечная композиция - вид творческой деятельности. Шашечная композиция базируется на правилах шашечной игры. Шашечная композиция включает в себя поиск новых идей и тем, анализ, ретроградный анализ.

Произведение шашечной композиции - изобретенная (или случившаяся в партии) позиция с определенным заданием. Эта позиция и ее трансформации в ходе решения должны соответствовать установленным правилам.

В ходе исторического развития шашечной композиции появились различные жанры.

В настоящее время наиболее популярными являются жанры: ПРОБЛЕМЫ, ЭТЮДЫ (окончания партий) и ДАМОЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (проблемы с одной или несколькими дамками у белых и/или у чёрных).

Международные правила (RI) устанавливаются для шашечной композиции на 100-й доске с целью проведения соревнований, организуемых CPI FMJD, или согласованных с CPI FMJD, по этим правилам.

ПРАВИЛА ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ CPI FMJD (ДЛЯ РУССКИХ ШАШЕК).
1. ПРЕДМЕТ ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ
1.1. Общие положения.
1.1.1. Шашечная композиция — вид шашечного творчества, совмещающий в себе аналитическую работу, ретроспективный анализ и непосредственно творческий поиск новых тем, идей в определенных жанрах. Шашечная композиция, основана на материале (шашки) и соблюдении правил шашечной игры.
1.1.2. Композиция (произведение шашечной композиции) – это предложенное автором расположение шашек на шашечной доске с определенным заданием и решением, которые соответствуют техническим и эстетическим требованиям, изложенным в данных Правилах.
1.1.3. Задание – заранее указанное условие достижения определенной цели: выигрыш; ничья; запирание (блокировка). Задание выполняют белые (сторона нападения) при их первом ходе.
1.1.4. Решение композиции – сочетание вариантов, выражающих авторскую идею.
1.1.5. Вариант – развитие игры, основанное на последовательном сочетании ходов белых и черных.
1.1.6. Ход – перемещение шашки с одного поля на другое согласно правил шашечной игры. Различают тихий ход – перемещение шашки с одного поля на другое без взятия шашки, и ударный ход- перемещение шашки с одного поля на другое с взятием шашки. Жертва – это отдача одной, или нескольких шашек.
1.1.7. Тема – постановка проблемы, определяющая характер композиции.
1.1.8. Идея – непосредственно замысел, с помощью которого автор осуществляет исполнение темы.

2.2 Технические требования к проблеме Нарушение технических требований аннулирует проблему (или КВ, КЛС, КИИ).
2.2.1. Оригинальность замысла. Проблема должна быть оригинальной, т.е. не совпадающей с опубликованной (п.5.1) проблемой, её частью, или с известной, опубликованной позицией из партии или анализа. Вариация (несущественное видоизменение решения известной опубликованной позиции) не влечет за собой изменения авторства. Вопрос изменения авторства в случае углубления известной опубликованной позиции, изменения конструкции и эндшпиля, рассматривается судейской коллегией отдельно в каждом конкретном случае.

3.2 Технические требования к этюду Нарушение технических требований аннулирует этюд (или КВ, КЛС, КИИ).
3.2.1. Оригинальность замысла. Этюд должен быть оригинальным, т.е. не совпадающим с опубликованным (п.5.1) этюдом, его частью, или с известной, опубликованной позицией из партии или анализа. Вариация (несущественное видоизменение решения известной опубликованной позиции) не влечет за собой изменения авторства. Углубление известной опубликованной позиции засчитывается новому автору в том случае, если он добавил не менее двух КВ (композиционных вариантов), или КЛС (композиционных ложных следов). При добавлении одного КВ вопрос изменения авторства рассматривается судейской коллегией отдельно в каждом конкретном случае.

5. ПУБЛИКАЦИЯ И ПРИОРИТЕТ.
5.1. Публикация Композиция (произведение шашечной композиции) существует: – с момента публикации в печатноморгане (газете, бюллетене, журнале, книге - не зависимо от способа издания ипринадлежностииздателя). Неможетбытьпризнанопечатныморганомчастноеписьмо. – с момента истечения последнего срока присылки на соревнование, в котором композиция участвует; – с момента обнародования композиции в Интернете (как в основном информационном массиве, так и на форумах). При публикации обязательна сопровождающая информация: – имя и фамилия автора (соавторов); – почтовыйадрес; – диаграмма или позиция в нотации; – задание.
5.2. Приоритет. Приоритет – это право авторства на композицию. Приоритет автора на шашечную композицию начинается с момента ее существования. При перепечатках необходимо указание автора и ссылка на первоисточник.
5.3. Предшественники и переработка. Предшественником шашечной композиции является ранее опубликованная шашечная композиция с одинаковыми идеей (ИП), или темой (ТП). Различают полного и частичного идейных предшественников. В первом случае совпадают и форма, и содержание, во втором — только содержание. Примером полного предшественника является вариация ранее известного произведения — видоизменение конструкции при незначительной разнице в содержании. К вариациям относятся сдвиг позиции по доске, зеркальное отображение позиции, перестановка шашек, замена или добавление второстепенных ответвлений решения. Композиция, имеющая полного предшественника, теряет право на существование (совпадает). При частичном предшественнике композиция публикуется с указанием старого автора, «А» и нового — «Б». Если старая композиция улучшена несущественно (например, устранен дефект), то новая приводится под фамилией, «А», ниже которой указывается «Переработка «Б». Подобные переработки не имеют права участвовать в соревнованиях. При существенном улучшении старой композиции, новая публикуется под фамилией «Б», а ниже указывается «По «А». Такие переработки могут участвовать в соревнованиях, но автор обязан упоминать источник заимствования. По согласованию с автором старой композиции другой составитель может ее исправить или переработать и опубликовать новое произведение как совместное («А» и «Б»). Автор имеет право на любые вариации своего произведения и право на их публикацию или предоставление на соревнования. В последнем случае, при предоставлении на одно соревнование нескольких вариаций, в зачет идет только одна из них. Композиция, в которой обнаружен дефект, может быть исправлена любым композитором. Однако в течении пяти лет (с момента обнаружения дефекта), привилегию на исправление позиции имеет автор. Композиция, забракованная на соревновании по любой причине, после исправления или реабилитации может принять участие только в одном новом соревновании (помимо ближайшего чемпионата).



Но Правил много... Есть еще Правила России, Беларуси, Украины и даже бывшего СССР... И в них не всегда идентично определяются не только философские термины (например композиция и творчество), но и термины технической и художественной составляющих шашечной композиции.
Понятно из них только следующее:
1) Правила шашечной композиции регламентируют исключительно соревнования, а не жизнь. И права на авторство (п.5.3) могут рассматриваться только для соревнований.
2) Если какому-либо автору хочется закрепить за собой авторское право на композицию как объект, то придется брать Патент, но и в этом случае будет закреплено авторское право на РИСУНОК ПОЗИЦИИ. Никто не сможет использовать ИМЕННО ЭТОТ РИСУНОК, но сможет работать (изменять, улучшать) содержание решения, публикуя новый рисунок под своей фамилией; или создавать свой рисунок взамен авторскому и публиковать его в сборнике под фамилией автора без разрешения автора.
Shkludov
Posts: 1435
Joined: Fri May 23, 2008 14:36

Re: Авторские права и шашечная композиция

Post by Shkludov »

Из параллельных миров:
Плагиаторство - или плагинаторство?

Как много крика по поводу авторских прав и заимствования...
Вспомним недавние публикации:

По проблеме есть несколько вопросов.

1- кто и зачем всё это придумал?
Подозреваю, что ситуация повторяется. Я уже заметмл, что "правила по композиции" (из "Кодекса СССР по шашкам") были "добросовестно содраны" с правил по композиции, практиковавшимся в шахматах.
Никто не заморочил себя работой мозга для разрешения проблемы отсутствия у композиторов правил для проведения соревнований... Зачем, когда можно просто адаптировать то, что есть у шахматистов! Хорошо, что еще не футболистов...
Кто? С.Юшкевич сетовал на то, что написанные им правила "зажал" Федорук - а позже выдал их за "изобретение" москвичей.
Это возможно. У москвичей подобное практиковалось на менее высоком уровне - на присвоении московскими авторами (с забывчивой головы Виндермана и Федорука) композиций. Так почему не присвоить текст правил?

2- почему именно 5 лет?
Это надо спросить у шахматных композиторов - ведь именно из их правил пришли эти 5 лет...
Возможная логика: 50 лет много, а 5 сойдёт - ведь надо как-то "защищать авторские права"...

3- что это за защита авторских прав на международном уровне?
У некоторых москвичей еще и сейчас проскакивает ложное понимание авторских прав.
Самими объектами авторского права могут выступать:

литературные произведения, в том числе драматические, музыкально-драматические, сценарные;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
Ни словом не затронута шашечная композиция (да и шахматная тоже). Сами шашечные композиции не являются объектами авторского права. Авторские права на них оговорены только в "Правилах шашечной композиции". Однако книги на основе шашечной композиции уже защищены авторскими правами.
1. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

(в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ)

цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью;
воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесённых политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путём передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введённых в гражданский оборот законным путём. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

3. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
отдельных статей и малообъёмных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведений, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.
4- одновременно появляется закономерный вопрос - а как же шашечные (шахматные) партии?
Сколько раз мы сталкивались с почти анекдотическими ситуациями, когда игроки гордо завляли, что сыграли ход в ход, как Цирик (Блиндер, Соков...)!
Почему у практиков нет столь "озверелой" рекции на соблюдение прав на шашечную партию? И даже наоборот - есть маральное поощрение и одобрение "игры, как уже сыграл гроссмейстер"!

5- неоднократно встречался с мнением - особенно композиторов в жанре задач - с полным неприятем каких бы то ни было переработок бракованных задач, а если переработка произошла - то тогда и пять лет, мол, мало... Такое мнение особенно превалирует в научных кругах...
Да, авторское право - это не на 5 лет. Это навсегда!
Но господа связавшие свою жизнь с наукой и одновременно с шашечной (шахматной) композицией, просто взяли за основу определение авторского права на научную работу (открытие), и совершенно забыли, что шашечная композиция - это не наука и не художественное произведение, и то, что в шашечной композиции авторские права регламентируются совсем другими законами - не такими, как их наука!

Но стоит ли принимать близко к сердцу то, что большинство композиторов сквозь пальцы смотрят на Правила и Законы? Они просто творят - как дети в песочнице: творят свои замки из песка, топчут их, и принимаются за работу снова... И обременяют себя вопросом на авторские права на песок, на совок и ведерко, на правомерность занимания в песочнице места... Да и к творчеству своему относятся ЛЕГКО!
"Авторские права" в шашечной композиции регламентируются не какими-то "всевышними законами об авторских правах", а Правилами для шашечной композиции:
5.3. Предшественники и переработка.
Предшественником шашечной композиции является ранее опубликованная шашечная композиция с одинаковыми идеей (ИП) или темой (ТП).
Различают полного и частичного идейных предшественников. В первом случае совпадают и форма, и содержание, во втором — частично содержание. Примером полного предшественника является вариация ранее известного произведения — видоизменение конструкции при незначительной разнице в содержании. К вариациям относятся сдвиг позиции по доске, зеркальное отображение позиции, перестановка шашек, замена или добавление второстепенных ответвлений решения. Композиция, имеющая полного предшественника (совпадение), теряет право на существование.
При частичном предшественнике композиция публикуется с указанием старого автора, «А» и нового — «Б». Если старая композиция улучшена несущественно (например, устранен дефект), то новая приводится под фамилией, «А», ниже которой указывается «Переработка «Б». Подобные переработки не имеют права участвовать в соревнованиях. При существенном улучшении старой композиции, новая публикуется под фамилией «Б», а ниже указывается «По «А». Такие переработки могут участвовать в соревнованиях, но автор обязан упоминать источник заимствования.
По согласованию с автором старой композиции другой составитель может ее исправить или переработать и опубликовать новое произведение как совместное (соавторское) («А» и «Б»).
Автор имеет право на любые вариации своего произведения и право на их публикацию или предоставление на соревнования. В последнем случае, при предоставлении на одно соревнование нескольких вариаций, оценивается только одна из них. Композиция, в которой обнаружен дефект, может быть исправлена любым композитором. Однако в течении пяти лет (с момента обнаружения дефекта), привилегию на исправление позиции, при посылке её на соревнования, имеет автор.
Композиция, забракованная на соревновании по любой причине, после исправления или реабилитации может принять участие только в одном новом соревновании (помимо ближайшего чемпионата).
Усложнение или вариация композиции, за которую в международных соревнованиях получены квалификационные баллы (Международные мастерские очки (IMP)), не может участвовать в соревнованиях того же уровня квалификации, но может участвовать в региональных соревнованиях, не подлежащих международной квалификации.
И, если уж на то пошло, то только некомпетентность некоторых ругачих субъектов волнует гладь нашего пруда под названием "шашечная композиция.
Гимертрофированная самовлюбленность (по сути нарцисизм!) не дают им покоя... Любой найденный ими ход они тут же называют ОСНОВНЫМ, ГЛАВНЫМ, ИДЕЙНЫМ - и пользуясь своей софистикой, узурпируют право на авторство и своего хода, и чужих композиций.
Всё же в итоге стократ проще... и одновременно сложнее, так как учиться они не хотят, что-то познавать не хотят... А что хотят? Их лозунг - "желаем побеждать!", ну и, естественно, призы и слава...
Только в итоге они получают славу скандалиста или "герострата".

А всего-то: надо знать ПРЕДМЕТ, надо знать обслуживающие его ПРАВИЛА, надо уметь их применять!
Эндшпиль в проблемах не главное. Эндшпиля - согласно правил - вообще может не быть. Но если он есть, то это не недостаток проблемы. Надо понимать, что нового в шашках нам уже не найти, а потому крики о компиляции эндшпиля неуместны.

Пожалуй нам стоит брать пример с разработчиков компьюреных программ, у которых присутствует термин плагин.
Использование шашечными композиторами в своем творчестве плагинов уже сейчас стало неотъемлемой частью жизни. Компиляция частей присутствует повсеместно. Это и заимствованные эндшпили, и заимствованные ходы, серии ходов, и прочие приемы игры. У особо истерично кричащих об "авторских правах" творчество строится (точно так же как и у всех их окружающих) на компиляции частей. Но своё бревно в глазу они предпочитают не видеть...

Плаги́н (англ. plug-in, от plug in «подключать») — независимо компилируемый программный модуль, динамически подключаемый к основной программе и предназначенный для расширения и/или использования её возможностей. Плагины обычно выполняются в виде библиотек общего пользования.
Для возможности подключения плагинов разработчик основного приложения должен предусмотреть в нем некоторый программный интерфейс, а также хотя бы минимальные возможности по управлению набором плагинов. В этом случае возможности программы могут быть расширены сторонними разработчиками. В некоторых приложениях плагины могут настраиваться пользователем дополнительно.
А потому термин "плагиат" нам лучше не применять дабы не вводить всех и себя в заблуждение. Даже полное совпадение - не плагиат, а совпадение!
У нас априори нет и не может быть "плагиаторства"!
У нас есть "плагинаторство" - то бишь - использование (заимствование) тематических частей создаваемого целого!!!
Post Reply