Авторские права и шашечная композиция.В законодательстве об авторском праве не существует прямого указания на шашечную композицию как объект авторского права. Шашечная композиция, как и другие игры или комбинации, считается скорее идеей, способом, концепцией, чем отдельным объектом авторского права, как правило.
Объяснение:
• Авторское право защищает произведения, а не идеи:
Согласно законам об авторском праве, например, в Республике Беларусь, авторское право не распространяется на идеи, процессы, способы, концепции или принципы. Идея, выраженная в шашечной композиции, не является объектом охраны.
Авторское право не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования и геологическую информацию о недрах. Также не охраняются официальные документы, государственные символы и знаки, и произведения народного творчества, авторы которых неизвестны.
• Шашечная композиция как способ или метод:
Шашечная композиция, в отличие от литературного произведения или музыкальной композиции, не является самостоятельным объектом творчества. Она может быть рассмотрена как способ игры, метод развития логического мышления, концепция, которая защищается не авторским, а другим видом права, например, патентным.
• Авторское право может защищать конкретные элементы:
Если шашечная композиция включает в себя элементы, которые являются оригинальными (например, уникальная графическая визуализация, оригинальная структура правил или названия фигур), то они могут быть защищены авторским правом.
• Патентное право для конкретных изобретений:
Если шашечная композиция подразумевает какой-то инновационный элемент или способ игры, то он может быть защищен патентом, а не авторским правом.
Примеры конкретных элементов шашечной композиции, которые могут быть защищены:
• Уникальный дизайн шашечной доски:
Дизайн может быть защищен как произведение дизайна.
• Правила игры:
Уникальные правила или вариации правил могут быть защищены, например, как компьютерная программа (если они реализованы в виде программы).
• Названия шашечных фигур:
Названия, если они являются оригинальными и творческими, могут быть защищены как литературное произведение.
В заключение, шашечная композиция сама по себе не является объектом авторского права, но отдельные ее элементы могут быть защищены, в зависимости от конкретной ситуации и вида права, которое применимо к этим элементам.
Заблуждение о том, что шашечная композиция приравнивается к литературному, или художественному творчеству, возникло на основании использования в различных печатных источниках рассуждений о том, что: "Ша́шечная компози́ция — художественное творчество на основе правил шашечной игры".
Шашки (шахматы) - что это? Спорт? Искусство? Наука?
Нам запомнились подобные рассуждения в книгах В.Городецкого (и др.), но авторы книг выражали собственное (лирическое) мнение о шашках и о шашечной композиции, чаще преследуя почти меркантильные задачи привлечения и вовлечения неофитов в сферу шашек. Они вдохновенно создавали ореол романтизма тому предмету, который любили с детства. Вся эта лирика, повторенная многократно, пошла в народ, и НЛП сработало.
Например в ВИКЕПЕДИИ читаем:
ВИКИПЕДИЯ
Ша́шечная компози́ция — художественное творчество на основе правил шашечной игры: русских, международных шашек и др. Темы (замыслы) авторы произведений композиции могут заимствовать из практической игры или исследований (анализов) позиций, из собственной фантазии или из произведений других авторов, если в разработке их автор найдёт что-то новое.
Цель композиции — показать новые возможности шашечной игры в художественной форме.
Каждая шашечная композиция основана на материале и правилах игры и характеризуется определённым заданием. Выполнить задание (решить композицию) — значит найти вариант (серию ходов за белых и черных) или совокупность вариантов, раскрывающих авторский замысел.
Шашечная композиция в России официально является спортивной дисциплиной вида спорта «шашки». Её правила входят в «Правила вида спорта „шашки“», утверждённые приказом Министерства спорта России № 722 от 10 сентября 2013 года.
Но ВИКИПЕДИЯ основана на использовании цитат из различных Правил и Кодексов по шашкам и по шашечной композиции.
ШАШЕЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (PROBLEMISM)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА (REGLES INTERNATIONALES)
Предисловие
Шашечная композиция - вид творческой деятельности. Шашечная композиция базируется на правилах шашечной игры. Шашечная композиция включает в себя поиск новых идей и тем, анализ, ретроградный анализ.
Произведение шашечной композиции - изобретенная (или случившаяся в партии) позиция с определенным заданием. Эта позиция и ее трансформации в ходе решения должны соответствовать установленным правилам.
В ходе исторического развития шашечной композиции появились различные жанры.
В настоящее время наиболее популярными являются жанры: ПРОБЛЕМЫ, ЭТЮДЫ (окончания партий) и ДАМОЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (проблемы с одной или несколькими дамками у белых и/или у чёрных).
Международные правила (RI) устанавливаются для шашечной композиции на 100-й доске с целью проведения соревнований, организуемых CPI FMJD, или согласованных с CPI FMJD, по этим правилам.
ПРАВИЛА ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ CPI FMJD (ДЛЯ РУССКИХ ШАШЕК).
1. ПРЕДМЕТ ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ
1.1. Общие положения.
1.1.1. Шашечная композиция — вид шашечного творчества, совмещающий в себе аналитическую работу, ретроспективный анализ и непосредственно творческий поиск новых тем, идей в определенных жанрах. Шашечная композиция, основана на материале (шашки) и соблюдении правил шашечной игры.
1.1.2. Композиция (произведение шашечной композиции) – это предложенное автором расположение шашек на шашечной доске с определенным заданием и решением, которые соответствуют техническим и эстетическим требованиям, изложенным в данных Правилах.
1.1.3. Задание – заранее указанное условие достижения определенной цели: выигрыш; ничья; запирание (блокировка). Задание выполняют белые (сторона нападения) при их первом ходе.
1.1.4. Решение композиции – сочетание вариантов, выражающих авторскую идею.
1.1.5. Вариант – развитие игры, основанное на последовательном сочетании ходов белых и черных.
1.1.6. Ход – перемещение шашки с одного поля на другое согласно правил шашечной игры. Различают тихий ход – перемещение шашки с одного поля на другое без взятия шашки, и ударный ход- перемещение шашки с одного поля на другое с взятием шашки. Жертва – это отдача одной, или нескольких шашек.
1.1.7. Тема – постановка проблемы, определяющая характер композиции.
1.1.8. Идея – непосредственно замысел, с помощью которого автор осуществляет исполнение темы.
2.2 Технические требования к проблеме Нарушение технических требований аннулирует проблему (или КВ, КЛС, КИИ).
2.2.1. Оригинальность замысла. Проблема должна быть оригинальной, т.е. не совпадающей с опубликованной (п.5.1) проблемой, её частью, или с известной, опубликованной позицией из партии или анализа. Вариация (несущественное видоизменение решения известной опубликованной позиции) не влечет за собой изменения авторства. Вопрос изменения авторства в случае углубления известной опубликованной позиции, изменения конструкции и эндшпиля, рассматривается судейской коллегией отдельно в каждом конкретном случае.
3.2 Технические требования к этюду Нарушение технических требований аннулирует этюд (или КВ, КЛС, КИИ).
3.2.1. Оригинальность замысла. Этюд должен быть оригинальным, т.е. не совпадающим с опубликованным (п.5.1) этюдом, его частью, или с известной, опубликованной позицией из партии или анализа. Вариация (несущественное видоизменение решения известной опубликованной позиции) не влечет за собой изменения авторства. Углубление известной опубликованной позиции засчитывается новому автору в том случае, если он добавил не менее двух КВ (композиционных вариантов), или КЛС (композиционных ложных следов). При добавлении одного КВ вопрос изменения авторства рассматривается судейской коллегией отдельно в каждом конкретном случае.
5. ПУБЛИКАЦИЯ И ПРИОРИТЕТ.
5.1. Публикация Композиция (произведение шашечной композиции) существует: – с момента публикации в печатноморгане (газете, бюллетене, журнале, книге - не зависимо от способа издания ипринадлежностииздателя). Неможетбытьпризнанопечатныморганомчастноеписьмо. – с момента истечения последнего срока присылки на соревнование, в котором композиция участвует; – с момента обнародования композиции в Интернете (как в основном информационном массиве, так и на форумах). При публикации обязательна сопровождающая информация: – имя и фамилия автора (соавторов); – почтовыйадрес; – диаграмма или позиция в нотации; – задание.
5.2. Приоритет. Приоритет – это право авторства на композицию. Приоритет автора на шашечную композицию начинается с момента ее существования. При перепечатках необходимо указание автора и ссылка на первоисточник.
5.3. Предшественники и переработка. Предшественником шашечной композиции является ранее опубликованная шашечная композиция с одинаковыми идеей (ИП), или темой (ТП). Различают полного и частичного идейных предшественников. В первом случае совпадают и форма, и содержание, во втором — только содержание. Примером полного предшественника является вариация ранее известного произведения — видоизменение конструкции при незначительной разнице в содержании. К вариациям относятся сдвиг позиции по доске, зеркальное отображение позиции, перестановка шашек, замена или добавление второстепенных ответвлений решения. Композиция, имеющая полного предшественника, теряет право на существование (совпадает). При частичном предшественнике композиция публикуется с указанием старого автора, «А» и нового — «Б». Если старая композиция улучшена несущественно (например, устранен дефект), то новая приводится под фамилией, «А», ниже которой указывается «Переработка «Б». Подобные переработки не имеют права участвовать в соревнованиях. При существенном улучшении старой композиции, новая публикуется под фамилией «Б», а ниже указывается «По «А». Такие переработки могут участвовать в соревнованиях, но автор обязан упоминать источник заимствования. По согласованию с автором старой композиции другой составитель может ее исправить или переработать и опубликовать новое произведение как совместное («А» и «Б»). Автор имеет право на любые вариации своего произведения и право на их публикацию или предоставление на соревнования. В последнем случае, при предоставлении на одно соревнование нескольких вариаций, в зачет идет только одна из них. Композиция, в которой обнаружен дефект, может быть исправлена любым композитором. Однако в течении пяти лет (с момента обнаружения дефекта), привилегию на исправление позиции имеет автор. Композиция, забракованная на соревновании по любой причине, после исправления или реабилитации может принять участие только в одном новом соревновании (помимо ближайшего чемпионата).
Но Правил много... Есть еще Правила России, Беларуси, Украины и даже бывшего СССР... И в них не всегда идентично определяются не только философские термины (например композиция и творчество), но и термины технической и художественной составляющих шашечной композиции.
Понятно из них только следующее:
1) Правила шашечной композиции регламентируют исключительно соревнования, а не жизнь. И права на авторство (п.5.3) могут рассматриваться только для соревнований.
2) Если какому-либо автору хочется закрепить за собой авторское право на композицию как объект, то придется брать Патент, но и в этом случае будет закреплено авторское право на РИСУНОК ПОЗИЦИИ. Никто не сможет использовать ИМЕННО ЭТОТ РИСУНОК, но сможет работать (изменять, улучшать) содержание решения, публикуя новый рисунок под своей фамилией; или создавать свой рисунок взамен авторскому и публиковать его в сборнике под фамилией автора без разрешения автора.

Авторские права и шашечная композиция
Moderator: Shkludov