by Shkludov » Tue Dec 09, 2025 11:30
Из параллельных миров:
Плагиаторство - или плагинаторство?
Как много крика по поводу авторских прав и заимствования...
Вспомним недавние публикации:
По проблеме есть несколько вопросов.
1- кто и зачем всё это придумал?
Подозреваю, что ситуация повторяется. Я уже заметмл, что "правила по композиции" (из "Кодекса СССР по шашкам") были "добросовестно содраны" с правил по композиции, практиковавшимся в шахматах.
Никто не заморочил себя работой мозга для разрешения проблемы отсутствия у композиторов правил для проведения соревнований... Зачем, когда можно просто адаптировать то, что есть у шахматистов! Хорошо, что еще не футболистов...
Кто? С.Юшкевич сетовал на то, что написанные им правила "зажал" Федорук - а позже выдал их за "изобретение" москвичей.
Это возможно. У москвичей подобное практиковалось на менее высоком уровне - на присвоении московскими авторами (с забывчивой головы Виндермана и Федорука) композиций. Так почему не присвоить текст правил?
2- почему именно 5 лет?
Это надо спросить у шахматных композиторов - ведь именно из их правил пришли эти 5 лет...
Возможная логика: 50 лет много, а 5 сойдёт - ведь надо как-то "защищать авторские права"...
3- что это за защита авторских прав на международном уровне?
У некоторых москвичей еще и сейчас проскакивает ложное понимание авторских прав.
Самими объектами авторского права могут выступать:
литературные произведения, в том числе драматические, музыкально-драматические, сценарные;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
Ни словом не затронута шашечная композиция (да и шахматная тоже). Сами шашечные композиции не являются объектами авторского права. Авторские права на них оговорены только в "Правилах шашечной композиции". Однако книги на основе шашечной композиции уже защищены авторскими правами.
1. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
(в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ)
цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью;
воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесённых политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путём передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введённых в гражданский оборот законным путём. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.
3. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:
правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
отдельных статей и малообъёмных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях.
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведений, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.
4- одновременно появляется закономерный вопрос - а как же шашечные (шахматные) партии?
Сколько раз мы сталкивались с почти анекдотическими ситуациями, когда игроки гордо завляли, что сыграли ход в ход, как Цирик (Блиндер, Соков...)!
Почему у практиков нет столь "озверелой" рекции на соблюдение прав на шашечную партию? И даже наоборот - есть маральное поощрение и одобрение "игры, как уже сыграл гроссмейстер"!
5- неоднократно встречался с мнением - особенно композиторов в жанре задач - с полным неприятем каких бы то ни было переработок бракованных задач, а если переработка произошла - то тогда и пять лет, мол, мало... Такое мнение особенно превалирует в научных кругах...
Да, авторское право - это не на 5 лет. Это навсегда!
Но господа связавшие свою жизнь с наукой и одновременно с шашечной (шахматной) композицией, просто взяли за основу определение авторского права на научную работу (открытие), и совершенно забыли, что шашечная композиция - это не наука и не художественное произведение, и то, что в шашечной композиции авторские права регламентируются совсем другими законами - не такими, как их наука!
Но стоит ли принимать близко к сердцу то, что большинство композиторов сквозь пальцы смотрят на Правила и Законы? Они просто творят - как дети в песочнице: творят свои замки из песка, топчут их, и принимаются за работу снова... И обременяют себя вопросом на авторские права на песок, на совок и ведерко, на правомерность занимания в песочнице места... Да и к творчеству своему относятся ЛЕГКО!
"Авторские права" в шашечной композиции регламентируются не какими-то "всевышними законами об авторских правах", а Правилами для шашечной композиции:
5.3. Предшественники и переработка.
Предшественником шашечной композиции является ранее опубликованная шашечная композиция с одинаковыми идеей (ИП) или темой (ТП).
Различают полного и частичного идейных предшественников. В первом случае совпадают и форма, и содержание, во втором — частично содержание. Примером полного предшественника является вариация ранее известного произведения — видоизменение конструкции при незначительной разнице в содержании. К вариациям относятся сдвиг позиции по доске, зеркальное отображение позиции, перестановка шашек, замена или добавление второстепенных ответвлений решения. Композиция, имеющая полного предшественника (совпадение), теряет право на существование.
При частичном предшественнике композиция публикуется с указанием старого автора, «А» и нового — «Б». Если старая композиция улучшена несущественно (например, устранен дефект), то новая приводится под фамилией, «А», ниже которой указывается «Переработка «Б». Подобные переработки не имеют права участвовать в соревнованиях. При существенном улучшении старой композиции, новая публикуется под фамилией «Б», а ниже указывается «По «А». Такие переработки могут участвовать в соревнованиях, но автор обязан упоминать источник заимствования.
По согласованию с автором старой композиции другой составитель может ее исправить или переработать и опубликовать новое произведение как совместное (соавторское) («А» и «Б»).
Автор имеет право на любые вариации своего произведения и право на их публикацию или предоставление на соревнования. В последнем случае, при предоставлении на одно соревнование нескольких вариаций, оценивается только одна из них. Композиция, в которой обнаружен дефект, может быть исправлена любым композитором. Однако в течении пяти лет (с момента обнаружения дефекта), привилегию на исправление позиции, при посылке её на соревнования, имеет автор.
Композиция, забракованная на соревновании по любой причине, после исправления или реабилитации может принять участие только в одном новом соревновании (помимо ближайшего чемпионата).
Усложнение или вариация композиции, за которую в международных соревнованиях получены квалификационные баллы (Международные мастерские очки (IMP)), не может участвовать в соревнованиях того же уровня квалификации, но может участвовать в региональных соревнованиях, не подлежащих международной квалификации.
И, если уж на то пошло, то только некомпетентность некоторых ругачих субъектов волнует гладь нашего пруда под названием "шашечная композиция.
Гимертрофированная самовлюбленность (по сути нарцисизм!) не дают им покоя... Любой найденный ими ход они тут же называют ОСНОВНЫМ, ГЛАВНЫМ, ИДЕЙНЫМ - и пользуясь своей софистикой, узурпируют право на авторство и своего хода, и чужих композиций.
Всё же в итоге стократ проще... и одновременно сложнее, так как учиться они не хотят, что-то познавать не хотят... А что хотят? Их лозунг - "желаем побеждать!", ну и, естественно, призы и слава...
Только в итоге они получают славу скандалиста или "герострата".
А всего-то: надо знать ПРЕДМЕТ, надо знать обслуживающие его ПРАВИЛА, надо уметь их применять!
Эндшпиль в проблемах не главное. Эндшпиля - согласно правил - вообще может не быть. Но если он есть, то это не недостаток проблемы. Надо понимать, что нового в шашках нам уже не найти, а потому крики о компиляции эндшпиля неуместны.
Пожалуй нам стоит брать пример с разработчиков компьюреных программ, у которых присутствует термин плагин.
Использование шашечными композиторами в своем творчестве плагинов уже сейчас стало неотъемлемой частью жизни. Компиляция частей присутствует повсеместно. Это и заимствованные эндшпили, и заимствованные ходы, серии ходов, и прочие приемы игры. У особо истерично кричащих об "авторских правах" творчество строится (точно так же как и у всех их окружающих) на компиляции частей. Но своё бревно в глазу они предпочитают не видеть...
Плаги́н (англ. plug-in, от plug in «подключать») — независимо компилируемый программный модуль, динамически подключаемый к основной программе и предназначенный для расширения и/или использования её возможностей. Плагины обычно выполняются в виде библиотек общего пользования.
Для возможности подключения плагинов разработчик основного приложения должен предусмотреть в нем некоторый программный интерфейс, а также хотя бы минимальные возможности по управлению набором плагинов. В этом случае возможности программы могут быть расширены сторонними разработчиками. В некоторых приложениях плагины могут настраиваться пользователем дополнительно.
А потому термин "плагиат" нам лучше не применять дабы не вводить всех и себя в заблуждение. Даже полное совпадение - не плагиат, а совпадение!
У нас априори нет и не может быть "плагиаторства"!
У нас есть "плагинаторство" - то бишь - использование (заимствование) тематических частей создаваемого целого!!!
[color=#0000ff]Из параллельных миров:[/color]
[quote][size=150][b]Плагиаторство - или плагинаторство?[/b][/size]
[b][color=#0000ff]Как много крика по поводу авторских прав и заимствования...
Вспомним недавние публикации:[/color][/b]
[quote]По проблеме есть несколько вопросов.
[b]1- кто и зачем всё это придумал?[/b]
Подозреваю, что ситуация повторяется. Я уже заметмл, что "правила по композиции" (из "Кодекса СССР по шашкам") были "добросовестно содраны" с правил по композиции, практиковавшимся в шахматах.
Никто не заморочил себя работой мозга для разрешения проблемы отсутствия у композиторов правил для проведения соревнований... Зачем, когда можно просто адаптировать то, что есть у шахматистов! Хорошо, что еще не футболистов...
Кто? С.Юшкевич сетовал на то, что написанные им правила "зажал" Федорук - а позже выдал их за "изобретение" москвичей.
Это возможно. У москвичей подобное практиковалось на менее высоком уровне - на присвоении московскими авторами (с забывчивой головы Виндермана и Федорука) композиций. Так почему не присвоить текст правил?
[b]2- почему именно 5 лет?[/b]
Это надо спросить у шахматных композиторов - ведь именно из их правил пришли эти 5 лет...
Возможная логика: 50 лет много, а 5 сойдёт - ведь надо как-то "защищать авторские права"...
[b]3- что это за защита авторских прав на международном уровне?[/b]
У некоторых москвичей еще и сейчас проскакивает ложное понимание авторских прав.
[quote]Самими объектами авторского права могут выступать:
литературные произведения, в том числе драматические, музыкально-драматические, сценарные;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;[/quote]
[color=#ff0000]Ни словом не затронута шашечная композиция (да и шахматная тоже). Сами шашечные композиции не являются объектами авторского права. Авторские права на них оговорены только в "Правилах шашечной композиции". Однако книги на основе шашечной композиции уже защищены авторскими правами.[/color]
[quote]1. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
(в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ)
цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью;
воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесённых политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путём передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введённых в гражданский оборот законным путём. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.
3. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.[/quote]
[quote]Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:
правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
отдельных статей и малообъёмных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях.
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведений, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.[/quote]
[b]4- одновременно появляется закономерный вопрос - а как же шашечные (шахматные) партии?[/b]
Сколько раз мы сталкивались с почти анекдотическими ситуациями, когда игроки гордо завляли, что сыграли ход в ход, как Цирик (Блиндер, Соков...)!
Почему у практиков нет столь "озверелой" рекции на соблюдение прав на шашечную партию? И даже наоборот - есть маральное поощрение и одобрение "игры, как уже сыграл гроссмейстер"!
[b]5- неоднократно встречался с мнением[/b] - особенно композиторов в жанре задач - с полным неприятем каких бы то ни было переработок бракованных задач, а если переработка произошла - то тогда и пять лет, мол, мало... Такое мнение особенно превалирует в научных кругах...
Да, авторское право - это не на 5 лет. Это навсегда!
Но господа связавшие свою жизнь с наукой и одновременно с шашечной (шахматной) композицией, просто взяли за основу определение авторского права на научную работу (открытие), и совершенно забыли, что шашечная композиция - это не наука и не художественное произведение, и то, что в шашечной композиции авторские права регламентируются совсем другими законами - не такими, как их наука!
[color=#ff0000]Но стоит ли принимать близко к сердцу то, что большинство композиторов сквозь пальцы смотрят на Правила и Законы? Они просто творят - как дети в песочнице: творят свои замки из песка, топчут их, и принимаются за работу снова... И обременяют себя вопросом на авторские права на песок, на совок и ведерко, на правомерность занимания в песочнице места... Да и к творчеству своему относятся ЛЕГКО![/color][/quote]
[b][color=#0000ff]"Авторские права" в шашечной композиции регламентируются не какими-то "всевышними законами об авторских правах", а Правилами для шашечной композиции:[/color][/b]
[quote]5.3. Предшественники и переработка.
Предшественником шашечной композиции является ранее опубликованная шашечная композиция с одинаковыми идеей (ИП) или темой (ТП).
Различают полного и частичного идейных предшественников. В первом случае совпадают и форма, и содержание, во втором — частично содержание. Примером полного предшественника является вариация ранее известного произведения — видоизменение конструкции при незначительной разнице в содержании. К вариациям относятся сдвиг позиции по доске, зеркальное отображение позиции, перестановка шашек, замена или добавление второстепенных ответвлений решения. Композиция, имеющая полного предшественника (совпадение), теряет право на существование.
При частичном предшественнике композиция публикуется с указанием старого автора, «А» и нового — «Б». Если старая композиция улучшена несущественно (например, устранен дефект), то новая приводится под фамилией, «А», ниже которой указывается «Переработка «Б». Подобные переработки не имеют права участвовать в соревнованиях. При существенном улучшении старой композиции, новая публикуется под фамилией «Б», а ниже указывается «По «А». Такие переработки могут участвовать в соревнованиях, но автор обязан упоминать источник заимствования.
По согласованию с автором старой композиции другой составитель может ее исправить или переработать и опубликовать новое произведение как совместное (соавторское) («А» и «Б»).
Автор имеет право на любые вариации своего произведения и право на их публикацию или предоставление на соревнования. В последнем случае, при предоставлении на одно соревнование нескольких вариаций, оценивается только одна из них. Композиция, в которой обнаружен дефект, может быть исправлена любым композитором. Однако в течении пяти лет (с момента обнаружения дефекта), привилегию на исправление позиции, при посылке её на соревнования, имеет автор.
Композиция, забракованная на соревновании по любой причине, после исправления или реабилитации может принять участие только в одном новом соревновании (помимо ближайшего чемпионата).
Усложнение или вариация композиции, за которую в международных соревнованиях получены квалификационные баллы (Международные мастерские очки (IMP)), не может участвовать в соревнованиях того же уровня квалификации, но может участвовать в региональных соревнованиях, не подлежащих международной квалификации.[/quote]
[b][color=#0000ff]И, если уж на то пошло, то только некомпетентность некоторых ругачих субъектов волнует гладь нашего пруда под названием "шашечная композиция.
Гимертрофированная самовлюбленность (по сути нарцисизм!) не дают им покоя... Любой найденный ими ход они тут же называют ОСНОВНЫМ, ГЛАВНЫМ, ИДЕЙНЫМ - и пользуясь своей софистикой, узурпируют право на авторство и своего хода, и чужих композиций.
Всё же в итоге стократ проще... и одновременно сложнее, так как учиться они не хотят, что-то познавать не хотят... А что хотят? Их лозунг - "желаем побеждать!", ну и, естественно, призы и слава...
Только в итоге они получают славу скандалиста или "герострата".
А всего-то: надо знать ПРЕДМЕТ, надо знать обслуживающие его ПРАВИЛА, надо уметь их применять!
Эндшпиль в проблемах не главное. Эндшпиля - согласно правил - вообще может не быть. Но если он есть, то это не недостаток проблемы. Надо понимать, что нового в шашках нам уже не найти, а потому крики о компиляции эндшпиля неуместны.
Пожалуй нам стоит брать пример с разработчиков компьюреных программ, у которых присутствует термин плагин.
Использование шашечными композиторами в своем творчестве плагинов уже сейчас стало неотъемлемой частью жизни. Компиляция частей присутствует повсеместно. Это и заимствованные эндшпили, и заимствованные ходы, серии ходов, и прочие приемы игры. У особо истерично кричащих об "авторских правах" творчество строится (точно так же как и у всех их окружающих) на компиляции частей. Но своё бревно в глазу они предпочитают не видеть...[/color][/b]
[quote][b]Плаги́н[/b] (англ. plug-in, от plug in «подключать») — независимо компилируемый программный модуль, динамически подключаемый к основной программе и предназначенный для расширения и/или использования её возможностей. Плагины обычно выполняются в виде библиотек общего пользования.
Для возможности подключения плагинов разработчик основного приложения должен предусмотреть в нем некоторый программный интерфейс, а также хотя бы минимальные возможности по управлению набором плагинов. В этом случае возможности программы могут быть расширены сторонними разработчиками. В некоторых приложениях плагины могут настраиваться пользователем дополнительно.[/quote]
[b][color=#0000ff]А потому термин "плагиат" нам лучше не применять дабы не вводить всех и себя в заблуждение. Даже полное совпадение - не плагиат, а совпадение!
У нас априори нет и не может быть "плагиаторства"!
У нас есть "плагинаторство" - то бишь - использование (заимствование) тематических частей создаваемого целого!!![/color][/b][/quote]