По проблеме есть несколько вопросов.
1- кто и зачем всё это придумал?
Подозреваю, что ситуация повторяется. Я уже заметмл, что "правила по композиции" (из "Кодекса СССР по шашкам") были "добросовестно содраны" с правил по композиции, практиковавшимся в шахматах.
Никто не заморочил себя работой мозга для разрешения проблемы отсутствия у композиторов правил для проведения соревнований... Зачем, когда можно просто адаптировать то, что есть у шахматистов! Хорошо, что еще не футболистов...
Кто? С.Юшкевич сетовал на то, что написанные им правила "зажал" Федорук - а позже выдал их за "изобретение" москвичей.
Это возможно. У москвичей подобное практиковалось на менее высоком уровне - на присвоении московскими авторами (с забывчивой головы Виндермана и Федорука) композиций. Так почему не присвоить текст правил?
2- почему именно 5 лет?
Это надо спросить у шахматных композиторов - ведь именно из их правил пришли эти 5 лет...
Возможная логика: 50 лет много, а 5 сойдёт - ведь надо как-то "защищать авторские права"...
3- что это за защита авторских прав на международном уровне?
У некоторых москвичей еще и сейчас проскакивает ложное понимание авторских прав.
Самими объектами авторского права могут выступать:
литературные произведения, в том числе драматические, музыкально-драматические, сценарные;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
Ни словом не затронута шашечная композиция (да и шахматная тоже). Сами шашечные композиции не являются объектами авторского права. Авторские права на них оговорены только в "Правилах шашечной композиции". Однако книги на основе шашечной композиции уже защищены авторскими правами.
1. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
(в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ)
цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью;
воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесённых политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путём передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введённых в гражданский оборот законным путём. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.
3. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:
правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
отдельных статей и малообъёмных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях.
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведений, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.
4- одновременно появляется закономерный вопрос - а как же шашечные (шахматные) партии?
Сколько раз мы сталкивались с почти анекдотическими ситуациями, когда игроки гордо завляли, что сыграли ход в ход, как Цирик (Блиндер, Соков...)!
Почему у практиков нет столь "озверелой" рекции на соблюдение прав на шашечную партию? И даже наоборот - есть маральное поощрение и одобрение "игры, как уже сыграл гроссмейстер"!
5- неоднократно встречался с мнением - особенно композиторов в жанре задач - с полным неприятем каких бы то ни было переработок бракованных задач, а если переработка произошла - то тогда и пять лет, мол, мало... Такое мнение особенно превалирует в научных кругах...
Да, авторское право - это не на 5 лет. Это навсегда!
Но господа связавшие свою жизнь с наукой и одновременно с шашечной (шахматной) композицией, просто взяли за основу определение авторского права на научную работу (открытие), и совершенно забыли, что шашечная композиция - это не наука и не художественное произведение, и то, что в шашечной композиции авторские права регламентируются совсем другими законами - не такими, как их наука!
Но стоит ли принимать близко к сердцу то, что большинство композиторов сквозь пальцы смотрят на Правила и Законы? Они просто творят - как дети в песочнице: творят свои замки из песка, топчут их, и принимаются за работу снова... И обременяют себя вопросом на авторские права на песок, на совок и ведерко, на правомерность занимания в песочнице места... Да и к творчеству своему относятся ЛЕГКО!